Закон о страховых пенсиях является одним из ключевых документов, регулирующих систему накопительной пенсии в России. Он представляет собой полный текст Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с последующими изменениями от 30 апреля 2021 года.
В данной статье мы рассмотрим первую главу данного закона. Глава 1 посвящена общим положениям о страховых пенсиях, исчислению и выплате пенсий, а также условиям назначения страховой пенсии.
Целью данного закона является обеспечение гражданской и социальной защиты граждан, а также обеспечение стабильности и социальной безопасности пожилых людей с помощью государственных страховых пенсий.
Закон о страховых пенсиях устанавливает правовые основы функционирования пенсионного законодательства, определяет условия назначения пенсий и порядок их выплаты. Он также определяет процедуры и сроки для предоставления и рассмотрения заявлений о назначении пенсии, а также оформления непосредственно выплат страховых пенсий.
Глава 1 закона о страховых пенсиях включает в себя все общие положения, необходимые для понимания системы страховых пенсий в России. Она закрепляет права и обязанности граждан, устанавливает порядок перехода на страховую систему пенсионного обеспечения и определяет рамки исчисления и начисления пенсий.
Глава 1: Основные положения закона о страховых пенсиях
Закон о страховых пенсиях регулирует правовые и социально-экономические отношения, связанные с формированием, начислением и выплатой страховых пенсий гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, обладающим правом на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страховая пенсия является видом пенсии, выплачиваемой в течение жизни гражданина, достигшего определенного возраста и имеющего определенный трудовой стаж. Право на страховую пенсию возникает у гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации при наступлении пенсионного возраста и выполнении других условий, установленных законом.
В соответствии с законом о страховых пенсиях страховые пенсии классифицируются на следующие виды:
- Страховые пенсии по возрасту;
- Страховые пенсии по инвалидности;
- Страховые пенсии по случаю потери кормильца;
- Страховые пенсии по случаю потери кормильца в связи с военной службой;
- Страховые пенсии по случаю потери кормильца граждан, погибших при исполнении обязанностей государственной или муниципальной службы;
- Страховые пенсии по случаю потери кормильца в связи с исполнением гражданских обязанностей;
- Страховые пенсии по случаю потери кормильца граждан, пропавших без вести, признанных умершими в установленном порядке.
Закон о страховых пенсиях также устанавливает правила и порядок начисления, выплаты и перерасчета страховых пенсий, а также предусматривает гарантии и меры социальной защиты граждан, получающих страховую пенсию. Он также содержит положения о том, какие документы необходимо предоставлять для получения страховой пенсии, о возможной индексации и рецонструкции пенсий.
Общая информация о Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает правовые основы системы страховых пенсий в Российской Федерации.
Закон определяет категории граждан, имеющих право на страховую пенсию, и размеры пенсионных выплат в зависимости от стажа работы и заработка.
Федеральный закон включает в себя разделы, посвященные общим принципам системы страховых пенсий, порядку назначения и выплаты пенсий, страховым взносам, формированию и использованию пенсионных резервов, ответственности за нарушение законодательства в области страховых пенсий и др.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года и заменил предыдущий закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Важность страховых пенсий для граждан
Страховые пенсии обеспечивают финансовую стабильность пожилым людям, которые, как правило, не могут работать на полную ставку или получать высокие доходы. Благодаря страховым пенсиям они могут получать постоянный доход, позволяющий покрыть основные расходы на жилье, питание и медицинское обслуживание.
Страховая пенсия также играет важную роль в поддержке достойной жизни людей, оставшихся безработными по причинам, не зависящим от них. В случае утраты работы, страховая пенсия становится дополнительным источником дохода, который помогает справиться с финансовыми трудностями и сохранить жизненный уровень на приемлемом уровне.
Система страховых пенсий также играет важную роль в поддержке семей с погибшими или инвалидами, которые не могут полностью самостоятельно обеспечивать себя или своих детей. В этих случаях страховая пенсия становится основным источником дохода, который обеспечивает семье достойные условия жизни и возможности для реализации потенциала детей.
В целом, страховые пенсии играют важную роль в обеспечении социальной справедливости и стабильности в обществе. Они поддерживают достойные условия жизни для граждан, особенно для тех, кто находится в уязвимом положении. Это позволяет обществу развиваться устойчиво и поддерживает социальное равновесие и благополучие всех его членов.
Основные изменения закона от 30.04.2021
30 апреля 2021 года были внесены некоторые изменения в Закон о страховых пенсиях.
Во-первых, были изменены условия предоставления пенсии по старости. Теперь для получения данной пенсии необходимо достичь не только установленного возраста (для мужчин — 65 лет, для женщин — 60 лет), но и иметь 20 лет страхового стажа. Это требование начнет действовать с 2025 года и будет постепенно увеличиваться на 6 месяцев каждый последующий календарный год до 2030 года.
Во-вторых, изменены правила назначения и размера пенсии участникам Великой Отечественной войны. По новым правилам, право на надбавку к пенсии по Великой Отечественной войне сохраняется только у участников, имеющих установленную группу инвалидности или достигших пенсионного возраста. Размер надбавки установлен в размере 0,8 минимального размера оплаты труда.
Также были изменения в пенсионных ставках для некоторых категорий граждан. Например, для военнослужащих срочной службы ставка увеличена до 1,4 минимального размера оплаты труда, а для лиц, замешанных на работе в районах Крайнего cевера и приравненных к ним местностях, — до 1,2 минимального размера оплаты труда.
Цели и задачи Федерального закона о страховых пенсиях
Цели:
- Предоставление гражданам возможности получить достаточный уровень страховой пенсии для обеспечения достойных условий жизни в пенсионный период;
- Обеспечение социальной защиты граждан, имеющих право на страховую пенсию;
- Развитие и совершенствование системы страхования пенсий;
- Обеспечение экономической устойчивости системы страхования пенсий в долгосрочной перспективе.
Задачи:
- Регулирование условий и порядка формирования и назначения страховой пенсии;
- Установление требований к страховщикам и пенсионным фондам, осуществляющим страхование пенсий;
- Определение прав и обязанностей страхователей, страховщиков, пенсионных фондов, пенсионеров и инвалидов;
- Обеспечение прозрачности и надежности системы страхования пенсий;
- Разработка механизмов и инструментов для управления системой страхования пенсий.
Цели и задачи Федерального закона о страховых пенсиях направлены на установление основных принципов и порядка функционирования системы страхования пенсий, а также на обеспечение социальной защиты и достойных условий жизни граждан в пенсионный период.
Основные положения, влияющие на размер страховой пенсии
Формула для расчета страховой пенсии:
Сумма страховых взносов в течение всего страхового стажа — это сумма всех взносов, уплаченных работником и его работодателем.
Среднемесячный заработок – средняя сумма заработка работника за весь период работы, который учтен в страховом стаже. Для расчета среднемесячного заработка учитываются данные, предоставленные работодателями.
Примечание: среднемесячный заработок не может быть меньше или равен прожиточному минимуму, установленному в регионе работы гражданина.
Коэффициент выплаты – это коэффициент, который определяет величину страховой пенсии. Коэффициент зависит от страхового стажа и возраста получателя пенсии.
Также страховая пенсия может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от других факторов, таких как: наличие инвалидности, участие в льготных программах, количество иждивенцев и другие положительные и отрицательные факторы.