В настоящее время внутренние угрозы экономической безопасности Российской Федерации оказывают сильное влияние на состояние экономической системы нашей страны. Говоря о внутренних угрозах как о понятии, внутренние угрозы экономической безопасности российского государства можно определить как факторы, формирование которых уходит корнями во внутреннее состояние и которые наносят ущерб экономике страны.
Основными внутренними угрозами экономической безопасности российского государства являются.
1) имущественное расслоение населения,
2) денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком РФ и экономической сферой Правительства РФ; и
3) падение реального сектора экономики; и
4) оффшорный характер современного бизнеса в России; 5) сырьевая направленность отечественной экономики
5) сырьевая направленность отечественной экономики.
Мы хотим начать рассмотрение внутренних угроз экономической безопасности, к которым относятся такие угрозы, как расслоение населения по уровню благосостояния. Эта угроза характеризуется значительными различиями в уровне жизни и доходах разных слоев населения. В связи с тем, что у значительного числа граждан, проживающих в Российской Федерации, доходы, необходимые для поддержания удовлетворительного уровня жизни, снижаются, расслоение материального положения способствует росту преступности. Помимо роста преступности, растет недовольство населения высоким уровнем социальной несправедливости, проявляемой по разным поводам богатыми и бедными, в том числе отсутствием равного доступа к качественным продуктам питания и социальным услугам.
Исследовательский центр «Ромир» выяснил, что граждане Российской Федерации вынуждены экономить на продуктах питания из-за снижения уровня реальных доходов [41]. На рисунке 2 представлены результаты опроса жителей страны, отражающие долю россиян, экономящих на определенных товарах и услугах в марте 2016 года, и долю россиян, планировавших экономить на определенных товарах и услугах годом ранее. .
Рисунок 2. Опрос исследовательского центра «Ромир», март 2016 г.
Стоит отметить, что увеличилась значительная доля россиян, которым необходимо экономить на очень важных товарах, таких как продукты питания, необходимые для обеспечения физических потребностей человека. Это явление представляет угрозу физического ущерба здоровью населения страны.
В то же время в России наблюдается социальное расслоение между самыми богатыми и самыми бедными людьми. Элла Памфилова анализирует этот вопрос в своем докладе за 2016 год; до 25 марта 2016 года. Избирательная комиссия Российской Федерации. В докладе говорится об увеличении разницы в среднем доходе между 10 % наиболее обеспеченной демографической группы и 10 % менее обеспеченной в 2015 году примерно в 15 раз [40]. При сохранении сегодняшних условий неравенство доходов между самыми богатыми и самыми бедными может увеличиться до 20 раз к 2017 году. Этот этап является одной из важнейших внутренних угроз для государства.
Следующей угрозой, исследуемой в нашей работе, является монетарная политика, проводимая Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в денежно-кредитной сфере. После введения санкций со стороны западных стран наша экономика столкнулась с нехваткой кредитных ресурсов. Более того, санкции, когда речь шла о финансовых санкциях, ограничили доступ компаний в России к дешевым западным кредитным ресурсам. Кредитные ресурсы играют важную роль в современной экономике и используются в качестве аванса для роста производства.
В связи с потерей доступа к иностранным кредитам российский Центральный банк играет важную роль в обеспечении экономики финансовыми ресурсами. Источники кредитных денег нуждаются в замене, так как предприятия не могут развивать производство за счет западных кредитов. В данной ситуации, согласно Конституции Российской Федерации [1], эту роль может успешно взять на себя Банк России как единственный юридический центр в Российской Федерации.
Однако Центральный банк Российской Федерации решил следовать рекомендациям Международного валютного фонда, о чем говорится в его заключительном заявлении по итогам визита представителей МВФ в сентябре 2014 года [25]. В документе говорится, что Центральному банку Российской Федерации целесообразно продолжать проводить жесткую денежно-кредитную политику и повышать процентные ставки для сдерживания инфляции. Это решение вызывает сомнения, поскольку, например, в США и странах ЕС рекомендуется не повышать процентные ставки, так как это может привести к ужесточению финансовых условий и снижению финансовой стабильности, что может помешать экономическому росту.
В Приложении 3 приведены рекомендации МВФ, применяемые Центральным банком Российской Федерации и экономическими блоками Правительства Российской Федерации при формировании денежно-кредитной политики.
Стоит понимать, что Банк России усложняет работу отечественных предпринимателей, повышая процентные ставки, так как установленные ставки кредитования превышают рентабельность большинства предприятий. В декабре 2014 года эта ставка выросла до 17 % и не опускалась ниже 15 % до марта 2015 года; в 2016 году она снизилась с 12 % до 11 %; в 2016 году она снизилась с 12 % до 11 %. С 1 апреля 2017 года ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляет 9,75 %. Многие предприятия лишились возможности использовать банковские кредиты для развития своего бизнеса после того, как процентные ставки по кредитам выросли до уровня, превышающего рентабельность производственной сферы.
Кредитный кризис привел к сокращению инвестиций в бизнес и спроса населения, что в конечном итоге привело к еще большему спаду производства. Поскольку кредитные ресурсы для производства недоступны, вместо того чтобы использовать девальвацию рубля как возможность расширить импортозамещающее производство, компании были вынуждены повышать цены на свои товары и услуги из-за того, что европейские конкуренты были лишены доступа к их продукции. Российский рынок. Таким образом, происходит инфляция и повышение себестоимости продукции, что приводит к росту невозвратных кредитов и банкротству предприятий.
В таблице 2 представлена рентабельность проданных товаров, продукции и услуг в 2015 году по данным Федеральной службы государственной статистики [18, c.] 418] и Института государственного экономического прогнозирования Российской академии наук.
Таблица 2.- Рентабельность товаров, продукции и услуг, реализованных в 2015 году, по данным Росстата